10.05.2023, 23:37
Пришлось выделить время на проработку методики, так как предыдущий подход к теме выявил ряд вопросов, которые надо было решить, прежде чем двигаться дальше.
Предыдущие попытки согласовать, что же мы включим в онтологию, нам ещё пригодятся, но всё же они были несколько преждевременны.
Первое решение, которое нужно принять - берём ли мы за основу какую-то готовую онтологию или создаём свою? Какой методикой пользуемся?
К сожалению, близкой по теме найти не удалось. Кроме того, у нас нет пока задачи создать программу/приложение на основе разрабатываемой нами онтологии. А это исключает сразу целый пласт готовых онтологий. Либо предполагает серьёзную корректировку.
Поэтому решили - рискнём начать с нуля.
Второе, какую методологию будем использовать.
Так как опыта у нас в этой сфере пока немного, выбор пал на BORO, с которым хоть как-то сталкивались уже.
Третье, зафиксируем, для общения между какими группами людей мы создаём онтологию.
Нет смысла создавать онтологию, которая не решает задачи согласования терминологии и понимания терминов.
Мы посчитали, что наша цель - согласовать язык общения бухгалтерской службы с заказчиком.
При создании онтологий стараются учитывать будущую необходимость расширять её без существенных изменений уже собранной части.
Но мы предположили, что справимся, если сразу добавим к рассмотрению также и общение исполнителей бухгалтерских функций и их менеджера, ответственность которого - организовать работу. Посмотрим, как это у нас получится.
Чтобы такая двойственность задачи нас не сильно путала, установим, что первичной задачей является согласование обмена информацией между бухгалтерским сервисом и предпринимателем, а вторичным - внутри бухгалтерского сервиса между исполнителем и менеджером.
Онтология не создаётся за раз. Мы будем строить предположения, обсуждать, записывать результат, затем снова обсуждать, пересматривать то, что уже зафиксировали. Процесс не будет линейным.
Далее мы будем брать какие-то понятия, термины, события, объекты, важные для общения между бухгалтерской службой и предпринимателем, и систематизировать их.
Любые. Можно без всякого порядка, а можно начать с тех, что уже упоминались в первых попытках начать создавать онтологию предметной области бухучёта.
Сначала будем проверять годность термина к рассмотрению по важности для рассмотрения в рамках общения бухсервис<->предприниматель.
Неважно - пока опускаем.
Важно - продолжаем работать с термином.
Второй шаг - определение, чем термин является. Что имеем в виду.
Самое важное - абстрактное это понятие или конкретное, имеющее физическое воплощение.
Тут надо заметить, что мы на данном этапе создаём врехнеуровневую онтологию. У нас нет сейчас в рассмотрении конкретного бизнеса. Да, мы будем иметь в виду, что далее, на основе этой онтологии любая бухгалтерская служба (фирма, отдел, самостоятельный специалист) может создать свою онтику, своё ответвление к конкретному своем бизнесу или ещё конкретнее - к бизнесу конкретного клиента или группы клиентов. Вот там физические воплощения будут обязательно.
Поэтому, скорее всего, мы здесь будем определять, уровень абстракции и ранжировать термины по этому уровню, чтобы у нас в одном списке не оказались, например, проводки, как тип бухгалтерской записи, и двойная запись, как методология.
Третий шаг, возможно, придётся делать одновременно со вторым. Он заключается в том, чтобы дефинировать связи между уже рассмотренными терминами. Как они взаимодействуют. Отсюда у нас также будут наверняка возникать новые правила нашей онтологии. Фиксируем их, пересматриваем уже созданное на предыдущих шагах, идём дальше.
Продолжение следует, как говорится.
Предыдущие попытки согласовать, что же мы включим в онтологию, нам ещё пригодятся, но всё же они были несколько преждевременны.
Первое решение, которое нужно принять - берём ли мы за основу какую-то готовую онтологию или создаём свою? Какой методикой пользуемся?
К сожалению, близкой по теме найти не удалось. Кроме того, у нас нет пока задачи создать программу/приложение на основе разрабатываемой нами онтологии. А это исключает сразу целый пласт готовых онтологий. Либо предполагает серьёзную корректировку.
Поэтому решили - рискнём начать с нуля.
Второе, какую методологию будем использовать.
Так как опыта у нас в этой сфере пока немного, выбор пал на BORO, с которым хоть как-то сталкивались уже.
Третье, зафиксируем, для общения между какими группами людей мы создаём онтологию.
Нет смысла создавать онтологию, которая не решает задачи согласования терминологии и понимания терминов.
Мы посчитали, что наша цель - согласовать язык общения бухгалтерской службы с заказчиком.
При создании онтологий стараются учитывать будущую необходимость расширять её без существенных изменений уже собранной части.
Но мы предположили, что справимся, если сразу добавим к рассмотрению также и общение исполнителей бухгалтерских функций и их менеджера, ответственность которого - организовать работу. Посмотрим, как это у нас получится.
Чтобы такая двойственность задачи нас не сильно путала, установим, что первичной задачей является согласование обмена информацией между бухгалтерским сервисом и предпринимателем, а вторичным - внутри бухгалтерского сервиса между исполнителем и менеджером.
Онтология не создаётся за раз. Мы будем строить предположения, обсуждать, записывать результат, затем снова обсуждать, пересматривать то, что уже зафиксировали. Процесс не будет линейным.
Далее мы будем брать какие-то понятия, термины, события, объекты, важные для общения между бухгалтерской службой и предпринимателем, и систематизировать их.
Любые. Можно без всякого порядка, а можно начать с тех, что уже упоминались в первых попытках начать создавать онтологию предметной области бухучёта.
Сначала будем проверять годность термина к рассмотрению по важности для рассмотрения в рамках общения бухсервис<->предприниматель.
Неважно - пока опускаем.
Важно - продолжаем работать с термином.
Второй шаг - определение, чем термин является. Что имеем в виду.
Самое важное - абстрактное это понятие или конкретное, имеющее физическое воплощение.
Тут надо заметить, что мы на данном этапе создаём врехнеуровневую онтологию. У нас нет сейчас в рассмотрении конкретного бизнеса. Да, мы будем иметь в виду, что далее, на основе этой онтологии любая бухгалтерская служба (фирма, отдел, самостоятельный специалист) может создать свою онтику, своё ответвление к конкретному своем бизнесу или ещё конкретнее - к бизнесу конкретного клиента или группы клиентов. Вот там физические воплощения будут обязательно.
Поэтому, скорее всего, мы здесь будем определять, уровень абстракции и ранжировать термины по этому уровню, чтобы у нас в одном списке не оказались, например, проводки, как тип бухгалтерской записи, и двойная запись, как методология.
Третий шаг, возможно, придётся делать одновременно со вторым. Он заключается в том, чтобы дефинировать связи между уже рассмотренными терминами. Как они взаимодействуют. Отсюда у нас также будут наверняка возникать новые правила нашей онтологии. Фиксируем их, пересматриваем уже созданное на предыдущих шагах, идём дальше.
Продолжение следует, как говорится.