Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Важные изменения в коммерческом праве в 2023
#1

Грядут важные изменения в коммерческом праве

Гугл-перевод трёх записей в блоге фирмы Fondia Eesti OÜ:

[Изображение: filters:format(jpeg)]

Суть изменений

В апреле этого года Рийгикогу принял совершенно новый закон – Закон о коммерческом регистре. Закон в большей части вступает в силу с 1 февраля 2023 г. и частично позднее (1 августа и 1 сентября 2023 г. и 1 марта 2024 г.).

Хотя закон с таким названием является новым, содержание Закона о коммерческом регистре формируется из положений Коммерческого кодекса, касающихся регистрации. Существующий Коммерческий кодекс был разделен на две части, положения о коммерческом регистре были удалены из Коммерческого кодекса и теперь представлены в более систематизированной форме в отдельном законе. То же самое было сделано с Законом о некоммерческих организациях и Законом о фондах - положения этих законов, касающиеся регистрации, также были перенесены в Закон о коммерческом регистре.

Помимо разработки отдельного закона о реестре предприятий, важно знать, что в ходе того же процесса в содержание Коммерческого кодекса было внесено несколько важных изменений. В частности, стоит отметить следующие изменения:
  • требование о минимальном капитале частной компании с ограниченной ответственностью отменено;
  • ведение списка акционеров товарищества с ограниченной ответственностью передается от правления товарищества с ограниченной ответственностью регистратору, а данные акционеров имеют значение данных регистрационной карточки;
  • изменена потребность в чистых активах общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества;
  • уточнена ответственность членов правления при получении указаний от материнской компании;
  • уточнены правила ликвидации юридических лиц, гармонизированы правила ведения бухгалтерского учета и аудиторского контроля;
  • будет ускорено исключение из реестра юридических лиц, не выполняющих обязательства по отчетности, для баланса будет создана возможность восстановления в реестре в течение 3 лет;
  • создается возможность зарезервировать фирменное наименование и запросить запись в бизнес-реестре на определенную дату.

Требования к минимальному размеру капитала частной компании с ограниченной ответственностью исчезнут

Норма Коммерческого кодекса, согласно которой уставный капитал частной компании должен составлять не менее 2500 евро, больше не будет действовать.

Требования к минимальному размеру капитала частной компании с ограниченной ответственностью действуют в Коммерческом кодексе с момента его вступления в силу в 1995 году. Первоначально требовалось 40 000 крон, после введения евро эта сумма составила 2 500 евро.

В 2011 году вступили в силу поправки к Коммерческому кодексу, которые позволили физическим лицам учредить товарищество с ограниченной ответственностью без внесения вкладов. По сути, это означало, что размер уставного капитала должен был быть согласован при создании частной компании, и он должен был составлять не менее 2500 евро, но при этом можно было отсрочить время фактического инвестирования.

Отныне, если требование о минимальном капитале было отменено в случае частной компании с ограниченной ответственностью, учредители или акционеры компании должны согласовать размер уставного капитала, который действительно необходим для начала деятельности компании с ограниченной ответственностью. Авторы поправки к закону установили, что существующее в законе требование о минимальном капитале создало ситуацию, когда об этой сумме особо не думают при учреждении общества, а общество с ограниченной ответственностью автоматически создается с требуемым по закону минимумом. Однако минимальный размер капитала, предусмотренный законом, не имеет никакого отношения к фактическим требованиям к капиталу создаваемой частной компании с ограниченной ответственностью, поскольку законодатель не может знать, каковы требования к капиталу конкретной компании с ограниченной ответственностью. Считается, что в ситуации, когда нет минимального требования к капиталу, учредители начинают уделять больше внимания фактическому требованию к капиталу и договариваются о размере уставного капитала, необходимого в конкретном случае.

Учитывая тот факт, что положение Коммерческого кодекса, согласно которому минимальная номинальная стоимость акции составляет один цент, остается в силе, минимальный уставной капитал товарищества с ограниченной ответственностью должен быть не менее одного цента. Таким образом, отсутствие минимального требования к капиталу не означает, что частная компания с ограниченной ответственностью может быть создана без абсолютно какого-либо капитала.

Однако при учреждении одноцентовой или иной компании с практически несуществующим капиталом необходимо учитывать, что в Закон о банкротстве внесено условие, согласно которому акционер частной компании с уставным капиталом менее чем 2 500 евро несет ответственность за вознаграждение и расходы временного администратора в пределах суммы между уставным капиталом и 2 500 евро. Хотя с отменой минимального капитала больше не существует установленного законом минимального размера уставного капитала, это не снимает с акционеров ответственности за создание соответствующего размера уставного капитала. Акционер частной компании с ограниченной ответственностью, уставной капитал которой составляет 1 евро или 1 цент, должен учитывать, что закон предполагает, что его компания с ограниченной ответственностью недостаточно капитализирована, и что он должен оплатить расходы, понесенные в связи с отсутствием активов, при проведении процедуры банкротства. Положение направлено на то, чтобы избежать ситуации, когда частная компания с ограниченной ответственностью не имеет средств для оплаты временного вознаграждения администратора, и иск больше не может быть подан против акционера, что в настоящее время возможно, по крайней мере, в случае компаний с ограниченной ответственностью, созданных без взносов. Таким образом, согласно положению, которое будет добавлено в Закон о банкротстве, временный администратор имеет право требовать возмещения комиссий и расходов от акционеров частной компании в размере до 2500 евро, если уставный капитал частной компании менее 2500 евро. Предполагается, что временный администратор не сможет удовлетворить свое требование за счет имущества юридического лица.

С изменениями в законе исчезнет возможность создания общества с ограниченной ответственностью без уплаты взносов. С отменой требования о минимальном капитале отпадает и необходимость в исключительном фонде без уплаты взносов. Нормы, действующие в настоящее время для товарищества с ограниченной ответственностью, созданного без вклада, не предусматривают возможности формирования уставного капитала за счет прибыли, которую заработало общество. В то же время это было бы вполне оправдано, особенно если это растущий бизнес. Поправки в Коммерческий кодекс предусматривают, что в товариществах с ограниченной ответственностью, созданных без внесения вкладов до вступления изменений в силу, можно будет произвести зачет требования товарищества с ограниченной ответственностью о получении вклада к акционеру требованием акционера к товариществу с ограниченной ответственностью, если компания с ограниченной ответственностью получила прибыль и акционеры решили выплатить дивиденды. Хотя эти дивиденды не выплачиваются, в случае зачета выплаты дивидендов облагаются налогом следующим образом: как если бы дивиденды были выплачены. Таким образом, возникает обязанность по уплате налога на прибыль.

Если после вступления в силу поправок к Коммерческому кодексу создается общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом, например, в один евроцент, то капитал может быть увеличен в обычном порядке. Другими словами, если вы хотите капитализировать полученную прибыль, можно увеличить уставной капитал путем фондовой эмиссии, которая не влечет за собой налоговых обязательств.

Изменится и действующее положение о проверке уплаты денежных взносов. Если до сих пор свидетельство кредитного или платежного учреждения об уплате должно было быть представлено в любом случае, и регистратор подтверждал уплату взносов с его помощью, то теперь доказательство уплаты взносов становится зависимым от суммы вклада. Уведомление от кредитного или платежного учреждения должно быть представлено регистратору для проверки только в том случае, если финансовый вклад превышает 50 000 евро. Если финансовый вклад меньше этой суммы, члены правления подтверждают внесение взносов в отчете, представляемом в коммерческий регистр. По сути, это снижает административную нагрузку, поскольку для значительной части взносов отпадает необходимость в получении доказательств уплаты взносов. В то же время, поскольку законом по-прежнему предусмотрено, что учредители открывают расчётный счет на имя создаваемого общества с ограниченной ответственностью в том банке, куда они платят свои финансовые взносы, взносы не могут быть оплачены, например, наличными в кассу компании. Стартовый счет также должен быть открыт для оплаты капитала частной компании с ограниченной ответственностью с капиталом и в один цент.

Требование ведения списка пайщиков будет снято с правления и передано в коммерческий регистр

Согласно действующему законодательству, список пайщиков ведет правление частной компании с ограниченной ответственностью. Хотя данные о партнерах общедоступны в коммерческом регистре, это только информационные данные (а не записи в коммерческом регистре). Информация о владении паями частной компании на сегодняшний день не имеет юридического значения, и они также не пользуются общественным доверием. Поскольку невозможно полагаться на данные о пайщиках в коммерческом регистре, также невозможно добросовестно приобрести пай (долю) на основании данных в коммерческом регистре.

Целью нового положения, созданного Законом о коммерческом регистре, является обеспечение возможности добросовестного приобретения пая. По мнению авторов закона, добросовестное приобретение пая возможно только при наличии достоверного, то есть проверенного, списка пайщиков частной компании и принадлежащих им паёв.

Поправка предусматривает, что отныне список пайщиков будет храниться в реестре предприятий. Это означает, что данные, внесенные в список пайщиков, получат статус записи в реестре предприятий, что предположительно влечет за собой публичную достоверность данных, а добросовестное приобретение пая на основании этих данных станет возможным в будущем. В результате изменения должна значительно повыситься правовая определенность при совершении сделок с паями. Упомянутая поправка вступит в силу позже, чем общее вступление в силу поправок к Закону о коммерческом регистре и Коммерческому кодексу, 1 сентября 2023 года.

Согласно действующему положению, данные пайщиков не имеют значения и являются информативными данными бизнес-файла. Проблемой, возникшей на практике, является придание неверного значения данным партнеров и опора на возможные неверные данные при совершении сделок с ними. Выяснить истинного владельца незарегистрированных паёв сложно. Для того чтобы убедиться в том, что отчуждатель действительно имеет право на передачу пая, нотариус должен вернуться к концу цепочки передачи пая, что особенно сложно, поскольку до 10 июля 1998 г. не требовалось нотариального удостоверения сделки передачи доли. Обязанность нотариуса информировать держателя реестра предприятий о передаче пая была предусмотрена только 14 декабря 2001 г., поэтому информативный список пайщиков не всегда полезен, особенно в случае ассоциаций, созданных до 2002 г.

Если данные пайщиков теперь вносятся в регистрационную карточку и становятся данными списка пайщиков, то сами товарищества с ограниченной ответственностью должны пересмотреть данные пайщиков, внесенные в регистрационную карточку, в течение года со дня вступления в силу соответствующего положения. Поэтому в течение года возможно представление возражений против данных о пайщиках. Новое положение не будет применяться к тем компаниям с ограниченной ответственностью, которые уже отказались от формальных требований по передаче и залогу паёв или список пайщиков которых ведет хранитель реестра ценных бумаг Эстонии (в настоящее время NASDAQ). В части ведения списка пайщиков таких частных компаний ничего не меняется.

Уточнена ответственность правления при получении указаний концерна

Поправка предусматривает новые правила для концернов. Уточняется ответственность членов правления при получении указаний концерна и оговаривается, в каких случаях правление дочерней компании не несет ответственности за ущерб, причиненный исполнением распоряжений материнской компании. По общему принципу каждый член органа управления общества должен действовать в первую очередь в интересах этого общества. Однако в случае групповых отношений может возникнуть ситуация, когда действия в интересах собственной компании могут противоречить интересам группы в целом. Таким образом, возложенная на члена органа управления обязанность действовать в интересах управляемого им объединения может привести к ситуации, когда могут быть ущемлены более общие и важные интересы.

Основной целью поправки является закрепление в законе правил учета интересов группы и установление ответственности материнской компании в ситуации, когда управление дочерней компанией осуществлялось на основании ее приказов.

В частности, в Коммерческий кодекс внесена норма, регулирующая групповую ответственность, в соответствии с которой головное общество вправе давать указания органу управления дочернего общества, по крайней мере, в письменно воспроизводимой форме, а орган управления дочернего общества обязан следовать этим инструкциям. Те члены органа управления дочернего общества, которые не назначены голосованием головной компании или назначены в качестве независимого члена органа управления, не обязаны выполнять указания.
Если член органа управления дочернего общества действует вопреки интересам дочернего общества, он не считается нарушившим свои обязательства, если сделка явно совершена в интересах группы в целом с надлежащим учетом интересов дочернего общества, и на момент совершения сделки дочернее предприятие является платежеспособным и не становится неплатежеспособным в результате совершения сделки.

Если дочерняя компания, управляемая на основании инструкций материнской компании, оказывается в экономической ситуации, при которой она может стать неплатежеспособной в будущем, материнская компания должна немедленно принять меры для предотвращения неплатежеспособности или принять решение о ликвидации дочерней компании. или объявить себя банкротом. Если головная компания дала органам управления дочерней организации указания, противоречащие интересам дочерней организации и не соответствующие интересам группы, головная компания отвечает по обязательствам дочерней организации, которые не выполнены в связи с дачей таких указаний.

Регистратор получает больше прав влиять на компании, нарушившие обязательство по отчетности

В настоящее время проблемой считается отсутствие у регистратора достаточных и эффективных средств оперативного вмешательства в ситуации, когда данные компании в реестре не соответствуют требованиям закона или не выполнены обязательства, предусмотренные законом. Третьи лица также не могут понять из данных в реестре, верны ли данные в реестре или это может быть проблемное юридическое лицо. На практике уже много лет существует проблема, когда компании не представляют свои годовые отчеты вовремя.
В будущем закон позволит делать записи в реестре, если у реестра возникнут трудности со связью с юридическим лицом, и выводить информацию о штрафах, наложенных на физическое лицо, связанное с юридическим лицом.

В действующем законодательстве выполнение обязанности общества по предоставлению отчетности и регистрация слияния, разделения или преобразования общества не связаны. В то же время на практике очень распространены случаи, когда реорганизация юридического лица используется для избавления от объединений, не исполнивших своих обязательств по отчетности, и хотят избежать подготовки такой отчетности посредством реорганизации. Отныне регистратор не будет вносить в коммерческий регистр запись о слиянии, разделении или преобразовании до тех пор, пока юридическое лицо, участвующее в слиянии, разделении или преобразовании, не представит отсутствующий финансовый отчет за год.

Уточнен порядок наложения штрафа регистратором в случае непредоставления лицом годового отчета в установленный законом срок. Поскольку срок представления отчета за финансовый год вытекает из закона, а обязанность по представлению отчета не может быть неожиданной для юридического лица, штраф может быть наложен без вынесения предписания-предупреждения.

Штраф может быть наложен повторно до момента представления годового отчета. При наложении и определении размера штрафа может быть учтено количество раз, когда лицо не представило годовой отчет в срок, сколько времени прошло с установленного срока представления и другие важные для регистратора обстоятельства. Штрафы также могут быть наложены на правление юридического лица, а в случае обществ с ограниченной ответственностью - также на пайщиков, если у них нет правления.

При соблюдении определенных условий регистратор может просто исключить юридическое лицо из реестра в связи с несвоевременной подачей годового отчета. Сначала регистратор устанавливает срок подачи отчета с предупреждением об удалении. Если со дня окончания срока подачи отчета прошло не менее трех месяцев, лицо может быть исключено из реестра. Целью нововведения является обеспечение эффективного и быстрого исключения из реестра юридических лиц без имущества, в ликвидации которых третьи лица не заинтересованы.
В случае исключения юридического лица из реестра в упрощенном порядке без проведения процедуры ликвидации в связи с непредставлением годового отчета возможно продолжение деятельности в течение трех лет после исключения из реестра.

Помимо непредставления годового отчета, поправка к закону позволяет упростить процедуру исключения из реестра юридического лица, не имеющего контактного лица в реестре.

Как известно, контактное лицо должно быть назначено, если адрес компании находится в другой стране. Использование контактного лица дает юридическому лицу с иностранным адресом эстонский адрес и позволяет доставлять процессуальные документы. Если юридическое лицо с заграничным адресом не имеет контактного лица в реестре, срок для контактного лица прошел, а новое не установлено, это означает, что доставка документов лицу и третьему лицу невозможна, третьи стороны также могут не иметь возможности связаться с юридическим лицом.

Аналогично невыполнению обязательства по предоставлению отчетности регистратор также может наложить штраф за неназначение контактного лица. В качестве нововведения регистратор может исключить лицо из реестра при соблюдении определенных условий, если в установленный регистратором срок не было назначено контактное лицо.

В результате принятых изменений можно надеяться, что поведение предпринимателей улучшится, а требования и обязательства, вытекающие из закона, не будут выполняться. Дополнительные права регистратора по надзору предположительно позволяют положить конец ситуации, когда данные компании, внесенные в реестр, не соответствуют требованиям закона или не выполнены обязательства, предусмотренные законом. Возможность более быстрого удаления юридических лиц из реестра гарантирует получение третьими лицами более достоверной информации из реестра в будущем.
Ответ




Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 2 Гость(ей)