Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Онтология предметной области Бухгалтерский учёт
#1

[Изображение: 1f389.png]Приветствуем, коллеги! [Изображение: 1f4da.png]
Хотим поделиться планами и попросить вашей помощи в проекте по созданию онтологии нашей профессиональной области деятельности, на базе Клуба бухгалтеров! Цель – составить как можно более полный систематизированный иерархический список составляющих профессии, который станет ориентиром в различных аспектах нашей работы. [Изображение: 1f4a1.png]
Например, создание такой онтологии позволит нам:
  1. Держать в фокусе наиболее важное;
  2. Уверенно ориентироваться в широком спектре профессиональных тем;
  3. Ясно понимать, в каких областях профессиональных знаний есть пробелы;
  4. Оперативно выявлять новые темы, которые стоит изучить подробнее;
  5. Понять, каких знаний не хватает для дополнительного профессионального роста;
  6. Составлять индивидуальные планы развития и обучения в нашей сфере.
Вполне вероятно, что вы найдёте и свою личную пользу.
Происм вас принять активное участие! [Изображение: 1f680.png] Давайте начнем с первого простого шага – составления списка ключевых категорий, только 1-й верхний уровень. Вот наш первоначальный вариант:

1. Основные понятия и принципы:
  • Двойная запись
  • Бухгалтерский баланс
  • Дебет и кредит
  • Прибыль и убыток
  • Активы и пассивы
  • Статьи бухгалтерского учета
  • Финансовая отчетность
2. Регулятивная база:
  • Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)
  • Национальные стандарты бухгалтерского учета
  • Законодательство по налогообложению
  • Аудит и контроль
3. Учетные процессы:
a. Организация бухгалтерского учета
b. Учет операций:
- Основные средства
- Материалы и товары
- Кассовые операции
- Расчеты с покупателями и поставщиками
- Заработная плата и кадровые вопросы
- Финансовые операции (кредиты, инвестиции)
- Налоги и налоговые обязательства
c. Отчетность
4. Анализ и прогнозирование:
  • Финансовый анализ
  • Расчет показателей эффективности и рентабельности
  • Бюджетирование и планирование
  • Сценарное моделирование и прогнозирование
5. Технологии и инструменты:
  • Бухгалтерские программы и сервисы
  • Автоматизация учетных процессов
  • Интеграция с другими системами и сервисами
  • Электронная отчетность и документооборот
  • Облачные решения и мобильные приложения для учета




Список сделаем свободно доступным участникам Клуба и постоянно обновляемым.
На первом уровне, который рассматриваем на этом этапе, нет пока никаких локальных, местных нюансов. Они обязательно добавяться позже!
Предлагаем вместе сделать его лучше и полезнее! [Изображение: 1f680.png] Поделитесь своими замечаниями и предложениями по уточнению и дополнению списка. Ваш личный опыт и экспертиза тут исключительно важны! [Изображение: 1f4ac.png]
Чем больше мнений будет высказано, с разных позиций, от людей с разным бэкграундом, разным отношением к профессии, да даже просто с разным настроением, тем полнее, полезнее и актуальне станет этот инструмент для нашего общего профессионального развития. [Изображение: 1f3c6.png]

С нетерпением! [Изображение: 1f4dd.png][Изображение: 1f917.png]

Ветка на ФБ.
Ответ
#2

Правки после первого обсуждения

Основные понятия и принципы
  • Бухгалтерский баланс
    - Активы и пассивы
    - Прибыль и убыток
  • Двойная запись
    - Дебет и кредит
    - План счетов
    - Проводка
  • Первичные документы
  • Хозяйственная операция

Профессиональное развитие
  • Курсы, вебинары, конференции и тренинги
  • Обмен опытом и участие в профессиональном сообществе
  • Сайты
    - Информация в интернет от регуляторов
    - Информация на сайтах коллег
    - Сайты СМИ
    - Страницы в соцсетях
  • Сертификация и лицензирование

Регулятивная база
  • Законодательство по учёту и налогообложению
    - Законодательство по БУ
    - Законодательство по налогообложению
  • Стандарты аудита и контроля
    - Внешний аудит
    - Внутренний аудит
  • Стандарты и законодательство по специфике бизнеса
    - Лицензируемая деятельность
    - Особые требования
  • Стандарты учёта и отчётности
    - Международные стандарты
    - Национальные стандарты

Учетные процессы
  • Организация бухгалтерского учета
    - Внутренние правила БУ
    - Организация рабочего места
    - Трудовой распорядок
    - Хранение и архивация документов
  • Отчетность
  • Учет операций
    - Заработная плата и кадровые вопросы
    - Кассовые операции
    - Материалы и товары
    - Налоги и налоговые обязательства
    - Основные средства
    - Расчеты с покупателями и поставщиками
    - Финансовые операции (кредиты, инвестиции)

Анализ и прогнозирование:
  • Бюджетирование и планирование
  • Расчет показателей эффективности и рентабельности
  • Сценарное моделирование и прогнозирование
  • Финансовый анализ

Технологии и инструменты
  • Автоматизация учетных процессов
  • Бухгалтерские программы и сервисы
  • Интеграция с другими системами и сервисами
  • Облачные решения и мобильные приложения для учета
  • Электронная отчетность и документооборот

Взаимодействия и коммуникация
  • Конфиденциальность и защита данных
  • Отношения с внутренними и внешними стейкхолдерами
  • Отчётность для заинтересованных сторон
  • Этика и социальная ответственность
Ответ
#3

Обновлённая версия 06.04.2023. 
Красным - предложенные изменения.

Основные понятия и принципы
  • Бухгалтерский баланс
    - Активы и пассивы
    - Прибыль и убыток

  • Двойная запись
    - Дебет и кредит
    - План счетов
    - Проводка

  • Первичные документы
  • Хозяйственная операция
  • Денежные потоки

Профессиональное развитие
  • Курсы, вебинары, конференции и тренинги
  • Обмен опытом и участие в профессиональном сообществе
  • Сайты
    - Информация в интернет от регуляторов
    - Информация на сайтах коллег
    - Сайты СМИ
    - Страницы в соцсетях

  • Сертификация и лицензирование
  • Членство в профессиональных ассоциациях
  • Чтение профессиональной литературы и актуальных исследований

Регулятивная база
  • Законодательство по учёту и налогообложению
    - Законодательство по БУ
    - Законодательство по налогообложению

  • Стандарты аудита и контроля
    - Внешний аудит
    - Внутренний аудит

  • Стандарты и законодательство по специфике бизнеса
    - Лицензируемая деятельность
    - Особые требования
    - Трудовое законодательство

  • Стандарты учёта и отчётности
    - Международные стандарты

    - Национальные стандарты
  • Постановления и решения налоговых и прочих контролирующих органов
Учетные процессы
  • Организация бухгалтерского учета
    - Внутренние правила БУ
    - Организация рабочего места
    - Трудовой распорядок
    - Хранение и архивация документов
    - Управление рисками и контрооль качества
  • Отчетность
    - Декларирование налогов, связанных с зарплатой
    - Декларирование налога на прибыль
    - Декларирование НСО (VAT)

  • Учет операций
    - Заработная плата и кадровые вопросы
    - Кассовые операции
    - Материалы и товары
    - Налоги и налоговые обязательства
    - Основные средства
    - Расчеты с покупателями и поставщиками
    - Финансовые операции (кредиты, инвестиции)
    - Учёт НСО (VAT)

Анализ и прогнозирование:
  • Бюджетирование и планирование
  • Расчет показателей эффективности и рентабельности
  • Сценарное моделирование и прогнозирование
  • Финансовый анализ

Технологии и инструменты
  • Автоматизация учетных процессов
  • Бухгалтерские программы и сервисы
  • Интеграция с другими системами и сервисами
  • Облачные решения и мобильные приложения для учета
  • Электронная отчетность и документооборот
  • Информационная безопасность и защита данных

Взаимодействия и коммуникация
  • Конфиденциальность и защита данных
  • Отношения с внутренними и внешними стейкхолдерами
  • Отчётность для заинтересованных сторон
  • Этика и социальная ответственность
Ответ
#4

Следующий раунд обсждений.

Задались вопросом, как понять, что верхний уровень онтологии охватывает максимальный спектр тем?
Как вариант - продумать метамодель онтологии предметной области, как мы её видим.

Вот, что вышло:


  1. Кто делает
    • Исполнители (бухгалтеры, финансовые аналитики, аудиторы и др.)
  2. Что делает
    • Функции и задачи (ведение учета, составление отчетности, анализ данных и др.)
  3. Зачем делает
    • Цели и результаты (обеспечение законности, поддержка управленческих решений, обеспечение прозрачности и др.)
  4. Когда делает
    • Временные рамки и сроки (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, по каким триггерам)
  5. Как делает
    • Методы, технологии и инструменты (руководства, стандарты, программное обеспечение, автоматизация и др.)
  6. С кем взаимодействует
    • Внутренние и внешние стейкхолдеры (руководство, налоговые органы, аудиторы, контролирующие органы, клиенты и др.
  7. В каком контексте всё происходит
    • Внешний и внутренний контекст (законодательство, стандарты, отраслевые особенности, корпоративная культура и др.

Если есть замечания к модели, пишите (хоть сюда, хоть в ФБ). После её утверждения проверим ранее собранный верхницй уровень на соответствие и пойдём дальше.
Ответ
#5

Пример сравнения полученного ранее верхнего уровня онтологии с простейшей метамоделью:

1. Кто делает
Надо создать дополнительный пункт с элментами:
- бухгалтер
- аудитор
- руководитель предприятия
- представители регуляторов
- внешние специалисты, консультанты

2. Что делает
Имеем: Основные понятия и принципы, Учетные процессы, Регулятивная база

3. Зачем делает
Имеем: Анализ и прогнозирование, Регулятивная база

4. Когда делает
Имеем: Регулятивная база

5. Как делает
Имеем: Учетные процессы, Технологии и инструменты

6. С кем взаимодействует:
Имеем: Взаимодействие и коммуникация

7. Контекст
Имеем: Регулятивная база

Надо подумать, не стоит ли переструктурировать верхний уровень, чтобы больше соответствовал метамодели.
А в метамодели, похоже, не хватает чего-то про развитие. Не к чему отнести пункт Профессиональное развитие. Либо это характеритистика исполнителей учёта - добавить в новый пункт про Акторов ("Кто делает").
Ответ
#6

Ещё один вариант. Возможно, окажется полезным.

Он применим, если мы решим рассматривать бухгалтерский учёт не как предметную область, а как систему, действующую на предприятии.
Это правильный способ для работы с конкретным предприятием. С теоретическим - сомнительно, но для нашей цели (проверка онтологии на полноту и адекватность) можно попробовать применить, представив некую условно среднюю ситуацию.
Допустим, эстонская бухгалтерская контора из 10 человек, обслуживающая 100 фирм с разными видами деятельности.
В ней как-то организована работа бухгалтера, налажена система доставки до предпринимателя услуг бухгалтерского учёта его бизнеса.


И тогда у нас есть готовая метамодель рассмотрения целевой системы, со следующими альфами:
1. Надсистема
  • Внешние роли
  • Коммерческие возможности
2. Создание целевой системы

  • Кто создаёт
  • Какие работы производятся системой создания
  • Описание системы создания
3. Целевая система

  • Описание целевой системы
  • Какие работы производятся целевой системой
  • Воплощение целевой системы

4. Эксплуатация целевой системы
  • Кто эксплуатирует
  • Как происходит управление изменениями


Продолжу позже...
Ответ
#7

Итак, имеем метамодель работы с целевой системой, её альфы:

1. Надсистема
1.1. Внешние роли
1.2. Коммерческие возможности
2. Создание целевой системы
2.1. Кто создаёт
2.2. Какие работы производятся системой создания
2.3. Описание системы создания
3. Целевая система
3.1. Описание целевой системы
3.2. Какие работы производятся целевой системой
3.3. Воплощение целевой системы
4. Эксплуатация целевой системы
4.1. Кто эксплуатирует
4.2. Как происходит управление изменениями

и теперь нам надо сравнить, все ли альфы имеют аналоги на верхнем уровне нашей онтологии предметной области БУ:

  1. Акторы БУ
  2. Основные понятия и принципы
  3. Профессиональное развитие
  4. Регулятивная база
  5. Учетные процессы
  6. Анализ и прогнозирование:
  7. Технологии и инструменты
  8. Взаимодействия и коммуникация

Матчим. Первый заход.
К сожалению, этот форум не даёт создавать таблицы - так было бы нагляднее, но пока обойдёмся и текстом.

1 <=> 1.1, 2.1, 4.1.
2 <=> 3.1
3 <=> 4.2
4 <=> 2.3, 3.1
5 <=> 3.2
6 <=> 3.1, 3.2
7 <=> 3.3
8 <=> 1.1, 2.1, 4.1.

Пункты, которые никуда не попали: 1.2, 2.2.

Отлично, выявили возможные пробелы или возможные корректировки формулировок.
В онтологии не отражены явным образом коммерческие возможности БУ и Работы по созданию системы БУ.

Теперь у нас есть две проверки, которые вместе дают нам больше уверенности в том, что мы учтём всё необходимое. Следующим шагом скорректируем свой верхнмий уровень онтологии на основании обеих проверок.
Ответ
#8

Три подхода свести в один с ходу не получилось. Идут бурные обсуждения.
Думаю, пойдёт время...
Ответ
#9

Что обсудили за прошедшие 2 недели.
Вариантов сбора онтологии может быть много больше, чем 1 или 2, или 3. 
Все предложенные способы корректировки годятся, но всё же при разработке первичным является взаимодействие, как минимум, двух сторон.
Поэтому начать стоило именно с этого.
Кто для обмена информации с кем составляет онтологию предметной области?

Это неявно было обозначено в самом начале работы. Давайте теперь зафиксируем явным образом.
=================
  1. Держать в фокусе наиболее важное;
  2. Уверенно ориентироваться в широком спектре профессиональных тем;
  3. Ясно понимать, в каких областях профессиональных знаний есть пробелы;
  4. Оперативно выявлять новые темы, которые стоит изучить подробнее;
  5. Понять, каких знаний не хватает для дополнительного профессионального роста;
  6. Составлять индивидуальные планы развития и обучения в нашей сфере.
=================

Теперь же нам придётся уточнить эти вопросы. Например, так:
1. "важное" для чего, для кого?
2. "темы", поднимающиеся в каком взаимдействии? 
3. "проблемы", выявляемые где, в какой момент?
4. "оперативно" насколько, что будет ориентиром оперативности?
5. "роста" в чьих интересах?
6. "планы" чьи и для кого?

Да, очеидно, что мы задумали онтологию, составляемую от лица профессионального бухглатера.
Но далее надо понять, а в общении с кем эта онтология должна помочь? Кто будет задавать вопросы к ней, а мы будем корректировать формулировки, менять термины, чтобы онтология стала понятна и удобна сторонам?

Вот примерный перечень потенциальных зинтересованных в существовании онтологии сторон:


  1. Эксперты* предметной области бухгалтерского учета: бухгалтеры, аудиторы, консультанты, специалисты в области налогообложения и финансового анализа. Они обладают экспертными знаниями о предметной области.
  2. ИТ-специалисты и разработчики систем: они разрабатывают программное обеспечение и инструменты для работы Экспертов, а также обеспечивают интеграцию с существующими ИТ-системами и ресурсами. Среди прочего, обеспечивают техническую реализацию и онтологии тоже.
  3. Руководители и менеджеры: они определяют стратегические цели и приоритеты для экспертов, принимают решения о распределении ресурсов, организуют работу команды.
  4. Законодатели и регуляторы: они определяют законодательные требования и нормы, которым должна соответствовать система бухгалтерского учета. Они также могут обеспечивать руководство по вопросам регулятивной базы и стандартов.
  5. Обучающие и научно-исследовательские учреждения: они могут предложить теоретическую базу и методологии, а также обучать специалистов в области бухгалтерского учета.
  6. Клиенты и заказчики: они являются получателями результатов работы системы бухгалтерского учёта, как сервиса. Имеют запросы к системе, ожидания от её использования.

* Эксперты - сильный термин. Здесь применён для обозначения носителей любой экспертизы о различных сегментах предметной области.

Так как тема родилась на площадке Бухгалтерского клуба Эстонии, основные заинтересованые лица - как раз, Эксперты предметной области (1).
А для согласования с кем создаётся онтология?
Так как это первая наша попытка, лучше макисимально ограничиться.
ИТ - пока не нужно.
Учреждения - такой задачи тоже не стоит. Это мы пытаемся их онтологию адаптировать, а не они нашу.
Остаются три вполне практических субъекта - руководители, теоретики и клиенты.

Теоретики, думаю, сами инициируют работу над онтологией, если понимают её пользу. И их онтология будет гораздо глубже той, что мы задумали здесь, как первый опыт. Оставим их как сторну для онтики (небольшой части онтологии) профессионального развития.

Лично меня интересуют руководители, как вторая сторона для онтологии.
Но для большинства членов Клуба, наверняка, - клиенты.
Попробуем держать в фокусе интересы трёх сторон на другом конце согласования онтологии в порядке приоритета:
- клиенты
- менеджеры
- теоретики

Теперь можно возвращаться в согласованию версии верхнего уровня онтологии.
Ответ
#10

Пришлось выделить время на проработку методики, так как предыдущий подход к теме выявил ряд вопросов, которые надо было решить, прежде чем двигаться дальше.
Предыдущие попытки согласовать, что же мы включим в онтологию, нам ещё пригодятся, но всё же они были несколько преждевременны.

Первое решение, которое нужно принять - берём ли мы за основу какую-то готовую онтологию или создаём свою? Какой методикой пользуемся?
К сожалению, близкой по теме найти не удалось. Кроме того, у нас нет пока задачи создать программу/приложение на основе разрабатываемой нами онтологии. А это исключает сразу целый пласт готовых онтологий. Либо предполагает серьёзную корректировку.
Поэтому решили - рискнём начать с нуля.

Второе, какую методологию будем использовать.
Так как опыта у нас в этой сфере пока немного, выбор пал на BORO, с которым хоть как-то сталкивались уже.

Третье, зафиксируем, для общения между какими группами людей мы создаём онтологию.
Нет смысла создавать онтологию, которая не решает задачи согласования терминологии и понимания терминов.
Мы посчитали, что наша цель - согласовать язык общения бухгалтерской службы с заказчиком.

При создании онтологий стараются учитывать будущую необходимость расширять её без существенных изменений уже собранной части.
Но мы предположили, что справимся, если сразу добавим к рассмотрению также и общение исполнителей бухгалтерских функций и их менеджера, ответственность которого - организовать работу. Посмотрим, как это у нас получится.
Чтобы такая двойственность задачи нас не сильно путала, установим, что первичной задачей является согласование обмена информацией между бухгалтерским сервисом и предпринимателем, а вторичным - внутри бухгалтерского сервиса между исполнителем и менеджером.

Онтология не создаётся за раз. Мы будем строить предположения, обсуждать, записывать результат, затем снова обсуждать, пересматривать то, что уже зафиксировали. Процесс не будет линейным.

Далее мы будем брать какие-то понятия, термины, события, объекты, важные для общения между бухгалтерской службой и предпринимателем, и систематизировать их.
Любые. Можно без всякого порядка, а можно начать с тех, что уже упоминались в первых попытках начать создавать онтологию предметной области бухучёта.

Сначала будем проверять годность термина к рассмотрению по важности для рассмотрения в рамках общения бухсервис<->предприниматель.
Неважно - пока опускаем.
Важно - продолжаем работать с термином.

Второй шаг - определение, чем термин является. Что имеем в виду.
Самое важное - абстрактное это понятие или конкретное, имеющее физическое воплощение.
Тут надо заметить, что мы на данном этапе создаём врехнеуровневую онтологию. У нас нет сейчас в рассмотрении конкретного бизнеса. Да, мы будем иметь в виду, что далее, на основе этой онтологии любая бухгалтерская служба (фирма, отдел, самостоятельный специалист) может создать свою онтику, своё ответвление к конкретному своем бизнесу или ещё конкретнее - к бизнесу конкретного клиента или группы клиентов. Вот там физические воплощения будут обязательно.
Поэтому, скорее всего, мы здесь будем определять, уровень абстракции и ранжировать термины по этому уровню, чтобы у нас в одном списке не оказались, например, проводки, как тип бухгалтерской записи, и двойная запись, как методология.

Третий шаг, возможно, придётся делать одновременно со вторым. Он заключается в том, чтобы дефинировать связи между уже рассмотренными терминами. Как они взаимодействуют. Отсюда у нас также будут наверняка возникать новые правила нашей онтологии. Фиксируем их, пересматриваем уже созданное на предыдущих шагах, идём дальше.

Продолжение следует, как говорится.
Ответ




Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 2 Гость(ей)